Модерн стал поистине революционным стилем, отрицавший устоявшиеся традиции



Он пришёл в Россию из Европы с некоторыми изменениями. Самые яркие петербургские примеры модерна: дом Зингера и Елисеевский магазин на Невском проспекте, Витебский вокзал. В них можно проследить главные черты стиля: плавные линии, нетрадиционные конструкции и изящный декор на сказочные темы, большое внимание к деталям и интерьеру.

Как и другие, этот стиль являлся отражением эпохи. Переломный момент на рубеже веков поставил под сомнение существующие традиции, а развитие технологий позволили расширить возможности строительства и использовать более сложные элементы и конструкции.

Дом Мертенса
Здание было построено по проекту архитектора М. С. Лялевича для крупного торговца мехами Ф. Мертенса в 1911-12 годах. Для своего времени дом был новаторским, благодаря трем застекленным аркам на фасаде, которые объединяют 3 этажа.
Зодчим удалось соединить в планировке и оформлении здания два разных подхода в архитектуре - северный модерн с монументальными декорациями фасада и геометрично-симметричный стиль итальянского ренессанса.
фото из личного архива
Дом компании «Зингер», или Дом книги
Здание построили в начале 20 века по заказу американской компании — производителя швейных машин «Зингер». После революции его национализировали. С 1919 года в нем располагались книжный магазин, несколько издательств и редакций журналов.
Связь с первым владельцем здания подчеркивает одна из скульптур-валькирий, украшающих фасад. Она держит в руках веретено, а у ее бедра расположена швейная машинка. Еще на фасаде раскинул крылья орел — он появился здесь в годы Первой мировой войны.
Но больше всего внимания привлекает стеклянная башня, которая делает здание заметным ориентиром на Невском проспекте. На ее вершине две фигуры поддерживают земной шар. Раньше на глобусе красовалось название компании — как символ стремления «Зингера» охватить своей торговой сетью весь мир. Но при реставрации в 2000-е надпись восстанавливать не стали.


Универмаг «У Красного моста»
Дом возвели по заказу торговой фирмы «С. Эсдерс и К. Схейфальс». В нем открылся универмаг, который назвали по месту расположения: рядом находится Красный мост через Мойку.
Здание не случайно напоминает дом компании «Зингер», который построили на пару лет раньше: в основе обоих строений похожие металлические каркасы. Дом увенчан стеклянной башенкой с орнаментом и шпилем, а фасад украшен изображениями кувшинок и гирляндами. Еще на нем написаны имена первых владельцев — их восстановили при реставрации в 2010—2014 годах.

I
Толстовский дом – это огромное шестиэтажное здание, расположенное на улице Рубинштейна 15-17 и выходящее на набережную реки Фонтанки. Часто это здание называют Доходным домом М.П. Толстого.

По замыслу архитектора три просторных двора были объединены в улицу, связывающую набережную реки Фонтанки и улицу Рубинштейна.
Мы видим величественные ренессансные арки высотой до третьего этажа и расположенные рядом арочные проходы для пешеходов. Фасады здания отделаны тесаным известняком и различными по цвету и фактуре кирпичом и штукатуркой. В оформлении использованы характерные для модерна овальные окна, рельефные панно и ниши с вазами.

Чаще всего внутренние фасады зданий только штукатурились, здесь же они по композиции и оформлению выглядят не хуже, чем лицевые, выходящие на Фонтанку и улицу Рубенштейна.

Египетский дом, или доходный дом Л. И. Нежинской, был построен архитектором М. Сонгайло в 1913 г. Это уникальный образец египетского стиля в Петербурге.
Л. Нежинская хотела построить что-то необычное, производящее фурор и наняла архитектора Михаила Сонгайло. Он увлекался мистикой, оккультизмом, символами, учениями древности, как и многие представители интеллигенции того времени. В результате их союза и родился Египетский дом, приковывающий взгляды и сегодня..
Вдохновлялся архитектор погребениями египетских фараонов. Парадный вход дома напоминает врата в храм египетской богини любви Хатхор. Она же изображена в капителях (верхней части) колонн, которые декоративно оформляют первые 2 этажа, что напоминает древнеегипетские храмы. Два симметричных подъезда обрамляют статуи бога солнца Ра.

Чуть дальше в сторону Петровской набережной стоит особняк балерины Матильды Кшесинской, построенный архитектором А. фон Гогеном в 1905-06 гг. для примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской.
Это классический северный модерн: ассиметричное здание, окна разного размера, нижние этажи облицованы грубым необработанным камнем. Огромное витражное окно освещает зимний сад.

У дома интересная история, в 1917 году балерине с сыном пришлось покинуть здание. Его заняли представители партии большевиков и сделали из него свой штаб, куда 3 апреля приехал В. Ленин. Затем дом захватило Временное правительство. А Кшесинская еще долго пыталась отстаивать свой особняк даже через суд, но ей было уже не суждено его увидеть.


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website