Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий.

Здания петровского барокко, выполненные по западноевропейским прообразам — во многом выполнены в эклектичном стиле, в них ощущается влияние "интернационального" барокко Бернини, которое смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Сводить всё многообразие архитектурных решений архитекторов в период правления Петра I к барокко можно только с известной долей условности. Архитектуре петровского времени свойственны следующие черты:

  • простота объёмных построений,
  • чёткость членений и сдержанность убранства,
  • высокие кровли "с переломом" голландского типа,
  • башни со шпилями,
  • двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым),



Петропавловский собор. Фото из личного архива.

Меньшиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице
Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.
С дворцом связана городская легенда: Александр Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра 1, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ.
Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.
Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России.
~
Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене).

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея.
По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I. Он обратил внимание на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее. Первоначальный проект здания был, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым. После пожара в здании Кунсткамеры в 1747 г. были выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так, на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, где расположена экспозиция «Естественно-научные коллекции Кунсткамеры») художник Д. Джанни в 1757 г. создал лепной узор, а скульптор М. Павлов в 70-х гг. XVIII в. – два горельефа – «Празднующая Европа» и «Триумф России». Плафон и горельефы сохранились до наших дней.

Кикины палаты - один из старейших памятников гражданской архитектуры XVIII в. в Санкт-Петербурге. Они получили свое название по имени их первого владельца - адмиралтейств-советника А. В. Кикина.
Здание построено в стиле барокко в 11714-1720гг. по проекту архитектора А. Шлютера. Яркий экземпляр строений первой половины 18 века.
Прогуливаясь вдоль набережной Невы, прохожий может забрести в уютный, просторный сквер. Кикины палаты в любую погоду выделяются на окружающем фоне бело-кирпичным ступенчатым силуэтом.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website